искусство  создавать  возможности

"ТОП-ЭКСПЕРТ КЛУБ", интервью сооснователя и управляющего директора компании "ПЕРВЫЙ ЮВЕЛИРНЫЙ" Романа Асанова

31 января
"ТОП-ЭКСПЕРТ КЛУБ", интервью сооснователя и управляющего директора компании "ПЕРВЫЙ ЮВЕЛИРНЫЙ" Романа Асанова

   Рекрутинговое агентство RATIONAL GRAIN продолжает  проект "ТОП - ЭКСПЕРТ КЛУБ", где мы «путешествуем» по интересным бизнес-проектам, основанным неординарными личностями и профессионалами в своем сегменте.  Сегодня собеседник учредителя компании RATIONAL GRAIN Степановой Ольги –  сооснователь и управляющий директор компании «Первый Ювелирный» Асанов Роман.

История компании "Первый Ювелирный" началась в 2009 году и вот уже на протяжении 8 лет компания успешно выручает тысячи людей и сохраняет их изделия в неприкосновенности. Сейчас "Первый Ювелирный" - это розничное и оптовое направление. Сочетание формата "ломбард + ювелирный + скупка" дает клиентам ряд преимуществ, а компании - синергию. Миссия компании - упростить доступ населению к современным финансовым услугам и ювелирным украшениям.

Основываясь на аналитике DISCOVERY Research Group отмечу, что рынок ломбардов рос после дефолта 1998г., далее в 2002г., после исключения ломбардов из списка лицензируемых видов деятельности. Затем в 2008-2010годах. И, наконец, по данным Национального объединения ломбардов,  рынок ломбардов в 2016году вырос на 40—50%, добавлю, что рос он и в 2015. На 2016 г. количество белых ломбардов более  4500,  всего их более 8000. Драйверами роста рынка выступает рост рублевой стоимости золота,  ухудшение положения в экономике в целом,  и у домохозяйств, проблемы с кредитами для физических лиц в банковских структурах. Итого, рынок высоко конкурентный, который становится,  правда,  все более регулируемым, но имеющий  значительный потенциал роста.

О. Степанова: Роман, я знаю, что бизнес «Первый Ювелирный» - это Ваш бизнес - проект, в который Вы пришли после работы по найму, более того, с рынка, девелопмента.  Более распространенным является ситуация, когда человек проработав какое-то время в сегменте, и освоившись в нем, строит собственный  проект в той же нише. Расскажите о своей дороге  к компании «Первый Ювелирный»?

Р. Асанов: Куда идти и что делать дальше зависит не только от того, что более распространено и что происходит вокруг, но и от человека) Я не всегда рационален и выбор в 2008 году в пользу бизнеса, который был мне знаком по рассказам отца и, который оказался в числе растущих на фоне экономического кризиса, был совершён на основе анализа экономической ситуации, собственной системы знаний, контактов, которые могли принять участие и, конечно,  внутреннего желания иметь свой бизнес и открыть для себя что-то новое.

О. Степанова: Вы являетесь соучредителем и управляющим директором. Это про Ваш случай: «Сначала 8 часов в день я работаю, а уже потом, в оставшееся время, занимаюсь бизнесом»?

Р. Асанов: Да, являюсь и тем и другим. Я ворчал 8 лет, но сегодня понимаю…слабый ворчит, сильный берет лучшее из любого опыта. И у меня опыт потрясающий, я играл  две роли и обе ключевые для бизнеса. Получал опыт, который зачастую уникален и ненаходим)  И ещё…ворчал по поводу личной жизни и бизнеса…а они вместе, неотделимы…когда это понимаешь и принимаешь, становится легче и интереснее.

О. Степанова: Как на бизнесе «Первый Ювелирный» сказались кризисы 2008-2010гг., 2014-2016гг.?

Р. Асанов: Хорошо сказались, нам удалось вырасти и вырасти больше, чем рос рынок.

О. Степанова: Роман, рост  рынка  ломбардов – это  объективный  показатель  плохой  экономической ситуации в стране. По Вашим данным, сейчас, кризис в стране завершился или углубился?  Какая ситуация по Вашим наблюдениям?

Р. Асанов: Рост рынка ломбардов это субъективный показатель. Он многозначителен, он и предвещает о начале кризиса, и внутри показывает моменты перехода кризиса от слоя к слою населения.

По нашим данным рынок ломбардов в 2017 году не рос. Что будет дальше, зависит от региона, но весь рынок, я ожидаю, будет расти. Кризис – это понятие очень сложное, это как говорить «болезнь», вместо её конкретного названия.

Считаю, что в 2018 откроется много возможностей и ниш, на фоне общего негативного экономического настроения.

О. Степанова: Если говорить о рынке ломбардов и сегменте ювелирной розницы, каков он сегодня? Какие перспективы есть у данного рынка?

Р. Асанов: Розница провалилась. Крупные сети отчитываются о росте, и весь рынок подрос. Но это курс золота и рубля помогли. Натуральные же показатели падают, со сноской, это внутри страны. В мире разная ситуация…многие государства-соседи подмигивают, но не все понимают…межкультурные и межстрановые взаимодействия всех пугают.

О. Степанова: Как  регламентирован сегодня данный рынок? Для Вас это является сложностью, несет ли Ваш бизнес дополнительные  финансовые и временные  затраты на администрирование и исполнение обязательных регламентов?

Р. Асанов: Если речь про регулирование, то да. Регулирование появилось в виде ЦБ и продолжает ужесточаться. Затраты, конечно, появились. Это стандартная процедура для рынка…если ЦБ удастся зарегулировать ломбарды, рынок начнёт консолидацию, начнёт привлечение нормального финансирования. Проиграет малый и средний бизнес, выиграет крупный. Возможно, но не обязательно, выиграет клиент.

О. Степанова: А «серый» рынок?

Р. Асанов: Серый рынок будет жить. Конечно, никто его не хочет, но действующие государственные системы пока не смогут лишить его кислорода.

О. Степанова: Какая есть разница у микро - финансовых организаций (МФО) и ломбардов?

Р. Асанов: Микрофинансирование чисто финансовая услуга. Ломбард – это микс из финансовой и бытовой (работа с имуществом). И ещё МФ испорчена особенностями российского рынка…суть услуги, заложенная бангладешским обладателем Нобеля, полностью искривлена. 

О. Степанова: А как выглядит портрет потребителя услуг ломбардов?

Р. Асанов: В этом и загвоздка…можно сказать, что это женщины 27-45, с детьми, живущие «на районе», имеющие административную работу с заработной платой более 40 тысяч рублей. Но скоро, очень скоро можно будет сказать, что это любой гражданин, потому что имуществом обладают все, особенно в Московском регионе.

О. Степанова: Какие методы взыскания долга применяет ломбард?

Р. Асанов: Золотой утюг! J В этом смысле мы самые комфортные, у нас есть залог. И на большее мы не имеем права.

О. Степанова: Роман, раньше  было мнение, что ломбардный бизнес весьма привлекателен для инвесторов из-за низкого входа и довольно быстрого срока окупаемости. Сейчас  это так?

Р. Асанов: И так и не так. Зависит от места/региона. В Москве уже не так. И из-за регулирования уже не так.

О. Степанова: Что на сегодняшний день представляет собой компания «Первый  ювелирный»?

Р. Асанов: Сегодня  «Первый Ювелирный» это два направления внутри, розница и опт. Если назвать одним слово, то мы «Первый Ювелирный сервис» - это рабочее название нашей новой маркетинговой концепции.

О. Степанова: Что отличает «Первый Ювелирный » от других компаний Вашего сегмента, компаний - конкурентов?

Р. Асанов: Супер вопрос) Мы росли органически и смотрели, какие сильные черты у нашей команды. В 2018 году вперёд выдвинулись две области пристального внимания: маркетинг и информационные системы. На основе них и готовим сюрприз рынку.

О. Степанова: Ваш продукт, кредит под залог ювелирного изделия,  и кредитная карта банка, они как-то конкурируют между собой? Или это совершенно разные продукты, с разным целевым потребителем?

Р. Асанов: Конечно, конкурируем, но мы в разных весовых категориях, у карты объективно больше поддержки. Кстати, наш конкурент в тоже время и AVITO.

О. Степанова: Какие существуют  бизнес - модели современных ломбардов?

Р. Асанов: По составу: одиночный ломбард-киоск; ломбард + витрина; ломбард + ювелирный; ломбард + мастерские + ювелирный. По типам залога: ювелирный; ювелирный + электроника;  ювелирный премиум;  ювелирный + электроника + «бытовое всё».

О. Степанова: Ваша модель «ломбард + ювелирный салон» какие преимущества предполагает? 

Р. Асанов: Синергия на уровне дополняющей доходности и на уровне перекрещения клиентов.

О. Степанова: Сегодня все компании потребительского рынка смотрят с воодушевлением на рост on-line продаж. Как Вы используете данный канал?

Р. Асанов: Реально используем как информационный ресурс. Внедряем платежные инструменты. Изучаем возможности, связанные со сквозной конверсией от сайта до ломбарда и онлайн-оценкой. Пару лет и это будет доступно.

О. Степанова: Как технологии меняют Ваш рынок? И каким образом это отражается на стратегии ПЮ?

Р. Асанов: Информационные технологии являются с 2018 года ключевым направлением развития нашей компании. У нас появился Директор по ИТ и Диджитал маркетингу.

О. Степанова: Чем наш рынок ломбардов отличается от мирового опыта?

Р. Асанов: Если не лезть в мелочи, глобальное отличие одно - регулирование. Оно в разных странах разное и очень влияет на бизнес.

О. Степанова: Так как я представляю рекрутинговый бизнес, скажите, как решается задача обучения линейного персонала - это важный вопрос для сетевой розницы?

Р. Асанов: Есть внутренний ресурс, мини-школа. Появляются хорошие продукты на рынке. На самом деле, это большая проблема, которая будет частично решена за счёт роботизации рабочих мест в ближайшие 3 года.

О. Степанова: Роман, Вы с этого года являетесь слушателем программы МВА Сколково? Почему Ваш выбор пал на Сколково? Какие цели Вы преследуете  и что ожидаете от освоения данной программы?

Р. Асанов: Это уникальный продукт на рынке по составу преподавателей, составу курса и внеучебному процессу. Выбор пал по двум основным  причинам: первая - необходимость в академических бизнес-знаниях и, вторая, отличный коммьюнити от Сколково. Бизнес сейчас растёт, а я хочу роста и дальше, поэтому обязан расти быстрее бизнеса. Супер цель обучения состоит в том, чтобы найти  супер цель для себя и бизнеса, хотя это неотделимо.

О. Степанова: На Ваш взгляд, какие факторы дают возможность построить успешный бизнес в России?

Р. Асанов: Нужно побороть «страх начала» и «страх продолжения или отношения к неудачам». И, конечно,  лень, нужно её четко разделить на конструктивную и деструктивную.

О. Степанова: Роман,  с учетом вышеизложенного,  бизнес для Вас – это….?

Р. Асанов: Неотъемлемая часть моей жизни.